Принципы дизайна привычных вещей Дона Нормана для дизайнеров

Дизайн привычных вещей — принципы Дона Нормана

Дизайн

«Дизайн привычных вещей»: принципы Дона Нормана, которые должен знать каждый дизайнер

Мы – люди, склонны не задумываться над тем, как пользоваться привычными предметами. Но за кажущейся простотой скрывается результат кропотливой работы эргономистов, проектировщиков и дизайнеров. Опытный специалист, обращая внимание на детали, способен сделать пользовательский опыт приятным и интуитивным. Именно такая концепция положена в основу принципов «естественного дизайна», разработанные известным экспертом в области когнитивного инжиниринга.

По его мнению, проектируя интерфейсы, необходимо учитывать когнитивные особенности человека – не только его логику, но и восприятие, память и эмоции. Правильно выстроенное взаимодействие с объектом обеспечивает пользователю не только комфорт, но и безопасность. Ведь ошибки в работе приложений или приборов могут привести к серьезным последствиям.

Содержание
  1. Аксиомы успешного дизайна
  2. Обратная связь
  3. Польза визуальной обратной связи
  4. Как сделать обратную связь эффективной
  5. Ориентация
  6. Естественное сопоставление
  7. Концептуальная модель
  8. Совместимость
  9. Защита от ошибок
  10. Профилактика
  11. Оценка
  12. Метрики оценки
  13. Эмоциональный дизайн
  14. Визуальная привлекательность
  15. Эмоциональная связь
  16. Пользовательский опыт
  17. Культурные и социальные нюансы
  18. Цикл проектирования, учитывающий человека
  19. Методы исследования
  20. Формирование требований
  21. Проектирование и разработка
  22. Эксплуатация и поддержка
  23. Таблица методов исследования
  24. Вопрос-ответ:
  25. В чем суть принципа «видимость»?
  26. Как сделать интерфейс «отзывчивым» в соответствии с принципом «обратная связь»?
  27. Что значит «ограничения» в контексте принципа «ограничения»?
  28. Как применять принцип «постоянство» при разработке дизайна?
  29. В чем важность принципа «защита от ошибок»?
  30. Видео:
  31. Дизайнеры думают, что мебельщики должны читать мысли

Аксиомы успешного дизайна

Удобство – залог успеха. Вещи, которые мы используем каждый день, должны быть интуитивно понятными и легкими в обращении. Их дизайн должен основываться на знаниях о человеческом поведении и когнитивных функциях.

Аксиомы дизайна помогут создать гармоничный продукт, понятный и приятный в использовании. Они подскажут, как сделать взаимодействие пользователя с продуктом комфортным и интуитивным.

Пользователи не должны расшифровывать символы или перегружаться инструкциями.

Дизайн должен учитывать естественные реакции людей.

Ошибки должны быть исключены на системном уровне.

Пользователей нужно не учить, а прислушиваться к ним.

Дизайн должен быть гибким, адаптируясь к разным пользователям и контекстам.

Аксиомы дизайна – компас в мире разработки, который поможет создать продукт, не требующий объяснений и понятный каждому.

## Видимость

Все, что нужно увидеть на любом этапе взаимодействия с продуктом, должно быть заметно на первый взгляд.

Не заставляйте пользователей искать нужные элементы.

Печальные кнопки, бледные ссылки и иконки, расположенные в ловушках, только вызовут разочарование.

Видимость влияет на скорость поиска и удобство использования.

Если пользователь не видит, что он может сделать дальше, у него возникает чувство неуверенности и frustraции.

Чтобы обеспечить видимость, используйте контрастные цвета, четкие границы и достаточный размер элементов. Позаботьтесь о том, чтобы все важные элементы были на виду, даже когда пользователь отвлечен или спешит.

Обратная связь

Понятная и своевременная обратная связь важна для любого взаимодействия с пользователем. Она подтверждает действия и помогает ориентироваться в системе.

Она должна быть немедленной. Пользователи ожидают реакции сразу после совершения действия.

В идеале обратная связь должна быть конкретной.

Не нагружайте пользователя избыточной информацией. Сообщения об ошибках должны быть краткими и понятными.

Дополняйте положительные действия положительной обратной связью, а отрицательные – отрицательной. Это поможет пользователям корректировать свои действия.

Не пренебрегайте звуковыми сигналами и визуальными эффектами. Они могут усиливать и дополнять обратную связь на других уровнях. С их помощью можно обратить внимание пользователей на важные события, не отвлекая их от основного процесса.

Польза визуальной обратной связи

Польза визуальной обратной связи

Визуальная обратная связь особенно эффективна, когда требуется передать пользователю дополнительную информацию или привлечь внимание. Она может отображаться в различных формах, таких как иконки, цвета, анимации и графики. С её помощью можно указать направление, предупредить об опасностях или предоставить контекстную информацию.

Как сделать обратную связь эффективной

При разработке обратной связи учитывайте ее природу, возможность понимания и своевременность. Она должна быть немедленной, конкретной, соответствующей конкретной ситуации и понятной для пользователей. Следуя этим рекомендациям, вы можете создать понятный и удобный интерфейс.

Ориентация

Навигация должна быть интуитивной и понятной, помогая пользователям мгновенно ориентироваться в интерфейсе.

Создайте визуальные подсказки, упорядочите элементы и используйте цвет для выделения важных элементов.

Упростите структуру, разделив контент на понятные блоки.

Предоставьте пользователям четкие индикаторы их текущего местоположения в системе.

Последовательность и логика должны быть очевидны, позволяя пользователям быстро усваивать расположение функций и элементов.

Следование этим принципам гарантирует, что интерфейс будет легко ориентируемым и приятным в использовании.

Отсутствие четкой ориентации может сбить с толку пользователей и привести к разочарованию, в то время как интуитивное и понятное пространство ведет их через интерфейс плавно и эффективно.

Естественное сопоставление

Вещи, которые работают естественно, соответствуют нашим интуитивным ожиданиям.

Например, дверная ручка, которую тянешь к себе, или кнопка, которую нажимаешь вниз.

Когда действия согласуются с нашими ожиданиями, их становится проще выполнять.

Это потому, что нам не приходится задумываться о том, как использовать объект.

Разумно расположенные элементы, соответствующие их назначению, не требуют объяснений и значительно облегчают взаимодействие.

Концептуальная модель

Разрабатывая концептуальные модели, дизайнеры должны стремиться к простоте и ясности. Сложные модели могут привести к путанице и разочарованию пользователей, так что сосредоточьтесь на создании моделей, которые легко понять и запомнить.

Концептуальные модели могут принимать разные формы, включая диаграммы, метафоры и истории. Неважно, какой формат вы выберете, убедитесь, что он эффективно передает идею того, как система работает.

Создание хорошей концептуальной модели – важный шаг в проектировании удобного и полезного пользовательского интерфейса. Уделяя время разработке четкой и понятной модели, вы можете помочь пользователям быстро освоить вашу систему и с удовольствием взаимодействовать с ней.

Совместимость

Продукт должен быть совместим с другими подобными. Тогда пользователь сможет легко им пользоваться, не обучаясь заново.

Это не всегда очевидно. Разные производители разрабатывают несовместимые новые функции.

Новая функция в одной модели может помешать использованию старой в другом.

Но совместимость важна. Она делает пользовательский опыт безболезненным.

Несовместимость же вызывает разочарование и даже ярость.

Защита от ошибок

Когда речь заходит о проектировании, ошибки неизбежны. Но есть способы минимизировать их последствия.

Защиту от ошибок можно разбить на два основных этапа:

  • Профилактика: исключение ошибок в первую очередь.
  • Реакция: обработка и минимизация последствий ошибок.

Профилактика

Профилактика ошибок основана на следующих принципах:

  1. Делай действия очевидными: Убедись, что действия, которые могут привести к ошибкам, хорошо заметны и понятны.
  2. Снижай риск: Избавься от потенциальных точек сбоя, таких как сложные элементы управления и запутанные интерфейсы.
  3. Предоставляй обратную связь: Сообщай пользователям о происходящем и предупреждай о возможных ошибках.
  4. Ограничивай варианты: Уменьшай количество вариантов выбора, чтобы снизить вероятность неправильного выбора.

Принимая во внимание эти принципы, ты можешь создать интерфейсы, которые прощают ошибки и помогают пользователям избежать их в первую очередь.

Оценка

Внедрение продуктов и сервисов — далеко не конец пути. Задача дизайнера — не просто сотворить решение, а также проанализировать его эффективность и определить, как его можно усовершенствовать.

Оценка — неотъемлемая часть итеративного процесса разработки. Она позволяет:

  • Проверить эффективность дизайна
  • Выявить области для улучшения
  • Принять обоснованные решения

Методы оценки многочисленны и разнообразны, но в первую очередь следует учитывать два ключевых момента:

  1. Определить подходящую методику для конкретных целей и требований.
  2. Обеспечить надежность и достоверность результатов оценки.

Оценка дизайнерских решений — это постоянный процесс исследований, анализа и совершенствования, который помогает создавать максимально удобные и эффективные продукты и сервисы.

Метрики оценки

В количественной оценке используются метрики, которые позволяют объективно измерить характеристики продукта или сервиса.

Вот несколько распространенных метрик для оценки удобства использования:

  • Время выполнения задачи
  • Количество ошибок
  • Удовлетворенность пользователя
  • Эффективность системы

Выбирая подходящую методику оценки, необходимо принимать во внимание конкретные цели исследования и доступные ресурсы.

Эмоциональный дизайн

Удобство – не просто дело функциональности. Оно также о чувствах, которые вызывают объекты. Эмоциональный дизайн фокусируется на создании объектов, которые трогают наши сердца и вызывают у нас позитивные эмоции.

Визуальная привлекательность

Красивые вещи приносят нам эстетическое наслаждение.

Цвета, формы и текстуры могут влиять на наше настроение и общую оценку продукта.

Визуально привлекательные продукты заставляют нас чувствовать себя удовлетворенными и желанными.

Эмоциональная связь

Объекты могут вызывать у нас эмоциональную связь.

Мы привязываемся к вещам, которые ассоциируются у нас с положительным опытом или имеют сентиментальную ценность.

Эмоциональная связь с объектом делает его более значимым для нас и повышает нашу лояльность к бренду.

Пользовательский опыт

Эмоциональный дизайн учитывает весь спектр эмоций, которые пользователь может испытать при взаимодействии с продуктом.

От разочарования до триумфа, каждый этап взаимодействия должен учитывать эмоциональные потребности пользователя.

Создавая положительные эмоциональные переживания, дизайнеры могут повысить удовлетворение клиента и лояльность к бренду.

Культурные и социальные нюансы

На восприятие объектов влияют не только физические черты, но и культурные и социальные факторы.

Наследие, обычаи, верования и социальная структура оказывают огромное воздействие на то, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающим миром.

Например, во многих западных культурах прямоугольная форма считается нормой, в то время как в некоторых азиатских культурах круглые формы более распространены.

Социальные ожидания также влияют на то, как мы воспринимаем объекты.

Например, в некоторых культурах принято, что женщинам следует пользоваться более декоративными предметами, в то время как в других культурах это не имеет значения.

Чтобы создать дизайн, который действительно соответствует аудитории, важно учитывать эти культурные и социальные факторы.

## Многоканальный дизайн

Любой объект должен быть понятен без инструкций, как правильно с ним взаимодействовать. Это значит, что всем его элементам можно интуитивно найти применение. Такую доступность создает многоканальный подход.

Он обеспечивает разные способы восприятия информации:

* Зрение – цвета, формы.

* Слух – звуковые сигналы, мелодии.

* Осязание – текстуры, температура.

* Обоняние – запахи.

* Вкус – для продуктов и пищевых добавок.

Многоканальный дизайн объединяет эти виды восприятия и усиливает воздействие друг на друга. Например, красный цвет ассоциируется с опасностью и повышает внимательность, а приятный звук успокаивает и располагает к себе.

Такой дизайн делает интерфейс более интуитивным, снижает когнитивную нагрузку и улучшает общее восприятие продукта.

Цикл проектирования, учитывающий человека

Создавая продукты и сервисы, ставьте в центр человека. Изучайте его потребности, поведение, контекст. Анализируйте обратную связь, итеративно улучшайте решение.

Ваши пользователи разнообразны, учитывайте их. Разрабатывайте решения, доступные и понятные для всех. Не забывайте про эмоциональную составляющую взаимодействия.

Методы исследования

Существует множество методик изучения пользователей, например, наблюдение, опрос, глубинное интервью, мозговой штурм, экспертная оценка. Выбирайте методы под конкретный контекст и цели.

Формирование требований

На основе полученных данных формируйте требования к продукту. Они должны быть четкими, измеримыми, достижимыми, уместными и ограниченными по времени.

Проектирование и разработка

В ходе разработки прототипируйте, тестируйте, повторяйте. Это позволит оценить функциональность, удобство и эффективность решения.

Эксплуатация и поддержка

Эксплуатация и поддержка

После запуска продолжайте собирать обратную связь и исправлять ошибки. Улучшайте продукт на основе данных аналитики, обращений пользователей и изменяющихся потребностей.

Таблица методов исследования

| Метод | Описание |

|—|—|

| Наблюдение | Изучение поведения пользователей в естественной среде |

| Опрос | Сбор информации путем задавания вопросов |

| Глубинное интервью | Индивидуальная беседа для понимания глубинных мотивов и ценностей |

| Мозговой штурм | Генерация идей в группе |

| Экспертная оценка | Получение мнения специалистов по конкретной области |

Вопрос-ответ:

В чем суть принципа «видимость»?

Принцип видимости подразумевает, что элементы интерфейса должны быть очевидными и легко заметными. Видимость влияет на восприятие пользователями системы и на их способность находить и использовать нужные элементы. Например, кнопка должна иметь четкое обозначение, чтобы пользователи могли понять, на что она нажимает.

Как сделать интерфейс «отзывчивым» в соответствии с принципом «обратная связь»?

Принцип обратной связи предполагает, что система должна предоставлять пользователю информацию о своих действиях. Например, когда пользователь нажимает кнопку, система должна отобразить визуальное или звуковое подтверждение. Это позволяет пользователям уверенно взаимодействовать с интерфейсом, поскольку они знают, что их действия были зарегистрированы.

Что значит «ограничения» в контексте принципа «ограничения»?

Принцип ограничений гласит, что система должна ограничивать действия пользователя в разумных пределах, чтобы предотвратить ошибки. Например, поле ввода телефонного номера может принимать только цифры, а максимальная длина пароля может быть ограничена. Ограничения помогают пользователям избежать оплошностей и улучшают общий пользовательский опыт.

Как применять принцип «постоянство» при разработке дизайна?

Принцип постоянства означает, что в интерфейсе следует использовать последовательные элементы и термины. Например, если одна кнопка названа «Отправить», все аналогичные кнопки в системе также должны быть названы «Отправить». Последовательность помогает пользователям ориентироваться в интерфейсе и создает ощущение предсказуемости.

В чем важность принципа «защита от ошибок»?

Принцип защиты от ошибок предназначен для предотвращения или минимизации последствий ошибок пользователя. Например, система может предоставлять предупреждения или подтверждения перед выполнением необратимых действий. Защита от ошибок помогает повысить уверенность пользователя и снижает риск случайного неправильного использования системы.

Видео:

Дизайнеры думают, что мебельщики должны читать мысли

Оцените статью
Обучение